Немного истории.

ОТЧЕТ
об Алтайской Духовной миссии за 1910 г.
Томск, 1911.
ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Перемены в составе миссии 3
Разделение благочиния миссионерских церквей 4

СОСТОЯНИЕ СТАНОВ МИССИИ

1. Улалинское отделение 6
2. Чемальское отделение 18
3. Мыютинское отделение 24
4. Макарьевское отделение 26
5. Черно-Ануйское отделение 28
6. Урсульское отделение 33
7. Кебезенское отделение 37
8. Чуйское отделение 43
9. Чолышманское или Усть-Башкаусское отделение 45
10. Бачатское или Чащноевское отделение 47
11. Созоповское отделение 49
12. Паспаульское отделение 51
13. Александровское отделение 53
14. Усть-Канское отделение 57
15. Тайнинское отделение 58
16. Ининское отделение 60
17. Улаганское отделение 62
18. Чергинское отделение 64
19. Абайское отделение 68
20. Ильинское отделение 71
21. Лебедское или Турачанское отделение 74

ОТДЕЛЕНИЯ КУЗНЕЦКОГО ОКРУГА

1. Кондомское отделение 76
2. Мрасское или Усть-Анзасское отделение 79
3. Матурское отделение 81
Противоязыческая деятельность миссии. –
Бурханизм; шаманизм 83
Песни ярлыкчей 85
Деятельность миссии по отношению к крещеной пастве 103

I. Перемены в составе миссии
стр 3
В отчетном году предложением Его Высокопреосвященства, от 24-го августа 1910 года за №3153, помощник начальника миссии, протоиерей Петр Иоаннович Бенедиктов, согласно его желанию, уволен по расстроенному здоровью от должности помощника начальника миссии, с оставлением его в должности старшего Улалинского миссионера и благочинного 1 –го миссионерского благочиния. Способный, аккуратный, деятельный, о. Петр за все время состояния своего вблизи кормила Алтайской миссии (Епископа Сергия 1900-1901 г.г., Епископа Макария 1902 – 1904 г.г. и Епископа Иннокентия 1905-1910 г.г.), правою их рукою, почему и пользовался всегда их полным доверием, любовью и уважением. К сожалению, беспрерывные и напряженные труды сначала в звании миссионера (1890-1899 г.г.), потом в качестве благочинного и помощника начальника миссии (1900-1910 г.г.) настолько подорвали и без того небогатое здоровье о. протоиерея, что пришлось подумать ему хотя бы о некотором отдыхе, особенно в виду периодически повторяющихся с ним припадков, происходивших на почве переутомления. Вот что заставило о. протоиерея, к великому нашему огорчению, просить о сложении с него обязанностей помощника начальника миссии. Насколько трудны были эти обязанности, можно судить уже потому, что один из опытнейших приходских благочинных, заявивший себя особенным расположением к миссии и даже мечтавший о
стр 4
переходе на службу в миссию, ознакомившись с делами миссии, ужаснулся от множества труда, который несет на своих плечах помощник начальника миссии, а потому и отказался от предложенной ему чести быть помощником начальника миссии.
В настоящее время на означенную должность назначен, согласно ходатайства Преосвященного начальника миссии, священник Алексей Соколов, в 1906 году, по окончании семинарского курса, определенный миссионером в Черно-Ануйский стан, в том же году поступивший в Казанскую Духовную Академию, и ныне, по окончании курса оной, со степенью кандидата, снова поступивший на службу в миссию.
Первого апреля скончался после непродолжительной болезни миссионер Мыютинского отделения, священник Владимир Постников, 43 лет, состоявший на службе в миссии с 1885 года, краткая характеристика коего представлена нами в отдел о Мыютинском стане. На вакантное место назначен молодой иеромонах Дмитрий (Борисенко), из студентов Одесской Духовной семинарии.
Были еще перемены в миссии: перемещено несколько диаконов и определено несколько псаломщиков из учителей миссионерских школ; назначены новые учителя в школы.

Разделение благочиния миссионерских церквей

Благочиние миссионерских церквей по громадности района и крайнему неудобству путей сообщения было труднейшим из всех благочиний епархии, и одному лицу нести здесь бремя благочиннических обязанностей стало не под силу. Поэтому начальник миссии, отношением от 1 –го мая 1910 года за № 170, вошел с ходатайством к Его Высокопреосвященству о разделении благочиния на два, а, если представится возможным, то на три благочиния. Ходатайство это
стр. 5
уважено и резолюцией Его Высокопреосвященства, от 22-го августа с.г. за № 3057, названное благочиние разделено на три с следующим распределением церквей: в благочиние № 1-й миссионерских церквей, благочинным которых назначен протоиерей о. Петр Бенедиктов, войдут церкви: Улалинская, Чемальская, Александровская, Паспаульская, Кебезенская и Тайнинская; в благочиние № 2-й, благочинным которого назначается Урсульский миссионер, священник Константин Соколов, войдут церкви: Онгудайская, мыютинская, Чергинская, Черно-Ануйская, бело-Ануйская, Усть-Канская, Абайская, Ильинская, Ининская, Чуйская, Улаганская и Усть-Башкаусская, и в благочиние №3-й, благочинным которого назначен Кондомский миссионер, священник Терентий Каншин, войдут церкви: Созоповская, Кондомская, Макарьевская, Мрасская, Бачатская, Турачакская и Матурская. Миссонерские монастыри: Чолышманский мужской, Улалинский и Бийский женские, церкви: — Архиерейского дома в г. Бийске, Катихизаторского училища и Бийской тюрьмы определены в введение помощника Алтайской миссии.
С указанным разделением благочиния миссионерских церквей исполнение благочиннических обязанностей становится, без сомнения, легче и удобнее. Но препятствия к немедленному исполнению консисторских указов остаются и теперь, если принять в расчет, что резиденция 1-го благочинного расстоянием от Консистории в 615 верстах, а от дальней церкви благочиния Кебезенской, в 100 верстах второго же от Консистории в 750 верстах, при чем ближайшая к нему церковь его благочиния, Ининская, находится, в 75 верстах, а дальние: Улаганская, Кош-Агачская и Чолушманская в 219, 250 и 300 верстах, третьего от Консистории в 690 верстах от дальнего стана своего благочиния в 200 верстах, при путях сообщения на половину верховых, заносимых зимою такими снегами, что сообщение становится возможным только на лыжах.

стр 6
Состояние станов миссии

Управление миссиею, состоящее в направлении членов ее к назначенной цели – попечению о духовном преуспеянии христианской паствы, просвещению неверных и заблуждающихся и указанию нравственных средств для благоуспешного прохождения миссионерского служения, — сосредоточено в лице начальника миссии, имеющего местопребывание в городе Бийске; обширный же район Алтайской миссии, обнимающий пределы двух горных округов: Бийского и Кузнецкого, разделен на несколько частей, называемых миссионерскими отделениями, со станом или резиденциею священника-миссионера в каждом отделении. В состав этих отделений входят селения, улусы и аилы, населенные, главным образом, инородцами, как крещеными так и некрещеными, а также и русскими крестьянами, поселившимися в пределах миссии.
В Бийском округе, кроме центрального стана с Катихизаторским училищем, находится 21 отделение.

8. Чуйское отделение,

открытое в 50 верстах от Китайской границы с целью обращения в христианство Чуйских инородцев (бывших двоеданцев) и противодействия напору китайской границы ламаизма, имевшего вредное влияние на соседних алтайцев, — окаймляет границу китайскую по хребтам Архытскому, Сайлюгемскому (в вершине р.р. Архыта и Чуи хребты Курайский, Айгулакский и горы Сальджарския.
стр 44
В состав Чуйского отделения входят следующие селения:
Урочище Кош-Агач. Здесь стан миссионера с церковью во имя Св. Петра и Павла, первоначально построенною в 1871 году, по предложению Томского губернатора г. Лерхе, купцами, ведущими торговлю с Монголией, а в 1909 г. перестроенною по плану большему и лучшему отставным чиновником П.А. Копыловым. Расстоянием сия церковь от Консистории в 1022 верстах, от резиденции Начальника миссии в 500 верстах, и от миссионерского благочинного в 420 верстах. Жителей инородцев кочевых 275. Миссионером состоит с 1898 года священник Владимир Токпешев, из инородцев, окончивший курс в Бийском Катихизаторском училище. В местной школе, открытой в 1899 году обучалось 5 мальчиков и 5 девочек. Обращено из язычества в отчетном году 13 человек.
Кызыл-Шинь в 30 верстах от стана. Жителей инородцев кочевых 327. Молитвенный дом построен в 1894 году на средства прихожан, но церковной утвари и священнических облачений не имеет.
Кокоря, в 40 верстах от стана. Жителей-инородцев кочевых 166.
Усть-Каган, в 30 верстах от стана на запад, с 49 жителями обего пола из кочевых инородцев.
Курай, по речке и степи сего же названия, в 64 верстах от стана на север. Жителей инородцев кочевых 290. Молитвенный дом устроен в 1903 году на средства общества.
Карагем, недалеко от устья р. Карагема (левый приток Архыта), в 120 верстах от стана на север. Жителей – кочевых инородцев 185. Молитвенный дом построен в 1901 году на средства миссии. Школа – в 1889 году. Обучалось: 4 мальчика и 2 девочки. Грамотных во всем отделении 120 мужского пола и 48 женского.
При такой разбросанности селений Чуйского отделения, не имеющих при том между собою других способов сообщения, кроме как верхом, миссионеру приходится совершать говенье со своими прихожанами до сентября месяца. К утешению миссионера, прихожане его по отношению к исполнению христианского долга говения исправны, религиозны и не жалеют своих трудовых лепт на построение и украшение местных храмов.
В настоящее время, с увеличением числа новокрещенных Чуйского отделения, некрещеные уже не стали оказывать на первых того подавляющего влияния, какое они имели прежде. Это ослабление вредного влияния стало особенно заметно с того времени, когда на должность волостного старосты выбор стал производиться из новокрещенных. Во времена некрещенных зайсанов, при разбирательстве тяжебных дел, более доверия оказываемо было некрещеным, от чего происходило то, что некрещеные всегда оставались виновными, а некрещеные правыми. Теперь таковые кривосуды вывелись окончательно.


Деятельность миссии по отношению к крещеной пастве
Обращая инородцев в православие, миссия в то же время употребляет все зависящие от нее меры и средства к утверждению их в вере, религиозно-нравственному образованию и воспитанию. Средствами для просвещения новокрещеных служат: богослужения и таинства церковные, внебогослужебные проповеди и собеседования, учебно-воспитательные заведения и книги на туземном языке.
стр 104
Церковное богослужение, совершаемое по воскресным и праздничным дням во всех станах миссии неопустительно и с подобающим благоговением, посещалось миссионерскими паствами с отрадным усердием, чему много способствует устройство почти всех миссионерских станах певческих хоров. Кроме хорового пения употребляется и унисонное: Символ Веры, молитву Господню и другие молитвы в церквах миссии поют все предстоящие. То, что высшим духовным правительством в недавнее время рекомендовано по всей России для приходов с элементом инородческим, т.е. богослужение на местных языках, в Алтайской миссии практикуется с самого ее учреждения. Начавши с кратчайших молитвословий «Господи помилуй» и т.п. и перейдя затем к молитве Господней, Символу Веры, алтайские инородцы еще тридцать лет тому назад имели возможность слушать на родном своем языке Литургию. В настоящее же время в миссии имеются на алтайском языке: все Четверо-Евангелие, церковные Евангельские чтения, последование Литургии, Всенощное бдение, чин Крещения и прочие церковные чинопоследования, — так что главнейшие части богослужения могут быть сполна совершаемы, и совершаются, для незнающих церковно-славянского языка, на понятном для них, родном языке, конечно, там, где таковые в безусловном большинстве. Но вместе с этим и они постепенно ознакомляются с общерусским богослужебным языком. А где или большинство коренных русских, или инородцы – уже обруселые, там алтайский язык употребляется только в случае особой надобности. Во время богослужений произносятся неопустительно поучения, смотря по пастве, на русском и алтайском языке, читаются избранные места из Евангелия и житий Святых. Поучения и чтения слушаются народом усердно и имеют заметное благотворное влияние на его благочестие. Чтение трисвятого и молитвы Господней во всех миссионерских церквах повторяется за чтецом всем народом в церкви, в тех видах, чтобы предстоящие при-
стр 105
учились принимать живое участие в молитве и не только дети, но и взрослые могли бы изучать обязательные для всех молитвы через частое повторение таковых.
Особенное внимание миссии обращается на (?) крещеные инородцы исполняли христианский долг исповеди и св. Причастия. Миссионеры во время Великого поста посещают одно за другим все селения, аилы и улусы своего отделения, совершая для говеющих богослужения, исповедуя и приобщая их Св. Таин. Кто не успеет говеть в своем селении в приезде миссионера, тот приглашается в ближайшее селение, или аил, куда приезжает миссионер, или в стан миссионера. Вообще, миссионерами принимаются все меры к тому, чтобы этот христианский долг был исполнен, по возможности, всеми новокрещенными.
Внебогслужебные беседы в Алтайской миссии имеют уже полустолетнюю давность и ведутся во всех станах самими миссионерами, а вне резиденции миссионера учителями школ. Обычной формой устройства чтений служили общие собрания слушателей. Но в миссии существует издавна, от времени основателя миссии, еще другая форма устройства чтений – хождение чтеца, причетника или (?) по юртам инородцев. Духовно-нравственные чтения по домам получили в миссии широкую практику (?) силу необходимости. Инородцы живут расбросанно, а потому собрать их для чтения куда-либо в одно определенное место иногда бывает делом весьма нелегким, вследствие чего чтение по отдельным юртам является часто единственно удобной и даже возможной формой ведения духовно-нравственных чтений инородческих поселений. Для чтения и пения на внебогослужебных собеседованиях и в домах для новокрещенных, не понимающих русского языка, имеются и находятся в большом употреблении переведенные с русского, или нарочито составленные на алтайском языке разные сочинения содержания священно-исторического, или нравственно-назидательного в прозе и стихах, в печати и в рукописях. — Широкая
стр 106
практика внебогослужебных чтений в миссии начинает по отзывам некоторых миссионеров, воспитывать в крещенных инородцах интерес к духовно-нравственному чтению; иногда инородцы сами приходят к миссионеру и просят жития святых для прочтения их у себя дома. Приучение к чтению добрых книг не только на алтайском, но и на русском языке развивается по преимуществу в Улале, и около нея, как бывшем главном стане, где и грамотность началась раньше, и обрусевших больше, и как число учащихся больше, так и самый уровень учения выше. Благодаря заведенному порядку начинать каждый учебный день чтением Евангелия, любовь к чтению сей священной и других душеполезных книг выносится с собою учащимися и по выходе из шкоглы (срв.стр.297-304 «Т.Е.В.» с.г.) Родители с большою охотою приобретают для детей своих Евангелие; а кто из родителей вздумал бы поскупиться на такой расход, того сами дети мольбами и слезами непременно преклонят на милость. В видах распространения в среде грамотных возможно большего числа духовно-нравственных книг, при центральном пункте миссии в гор. Бийске открыт склад таковых. Из этого склада по станам миссии разошлась не одна сотня Евангелий и других душеполезных книг.
Школьное образование инородцев составляет одну из главных задач миссии. Христианство, как особое само в себе цельное миросозерцание, должно всецело водвориться в мысли инородца, вытеснив из нее прежнее языческое. Для такого перерождения образа мыслей наших инородцев не достаточно одного миссионерского собеседования с ними, — все подобные собеседования более или менее случайны и, сравнительно, не часты, вследствие условий жизни на Алтае, — а нужно непрерывное воздействие на инородцев; это и производится инородческими школами. Само собою понятно, что христанское учение, как система особого рода понятий, полнее и цельнее может усвоиться детьми и, вообще, молодыми людьми, которых мысль гибче и способнее к восприятию
стр 107
и усвоению чужого материала; пожилых трудно радикально переродить умственно. Инородческие школы не только христиански воспитывают детей, но посредством детей, могут действовать и на взрослых, и на престарелых, которые являются слушать детское чтение православных книг. Инородческие школы несут свет и теплоту в мрачную и холодную среду кочевников, которые блуждали и блуждают во тьме невежества.
Все школы миссии Алтайской носят характер церковно-воспитательной и стоят в тесной связи с церковью. Миссионерская школа есть по преимуществу церковная школа, училище веры и благочестия: здесь учатся и молятся, читают и получают назидание. Воспитанники школ являются не только всегдашними посетителями богослужения, но и участниками в нем посредством чтения и пения, так в пределах миссии нет такого стана, в котором бы пел за богослужением один псаломщик. Неблагоприятными обстоятельствами для обучения в школах нуж (?) краткость учебного года, неисправное посещение (?) училищ (исключая Катехизаторского с начальной школой, а особенно – разбросанность инородческих аилов вследствие чего расстояние от своего дома до школы приходится ученику считать весьма часто целыми верстами. Ввиду этого последнего обстоятельства с отчетного года восстанавливаются закрытия в 1907 году, по крайней скудости средств миссии, интернаты при школах: Кондомской, Усть-Кенгинской и Соок-Ярыкской.
Другим тормозом успешного хода обучения в школах миссии служит язык. На алтайском языке существует учебник по одной только Священной Истории, перевод же катихизиса имеется пока только в рукописи. При обучении грамоте и счислению, язык объяснения приходится уже изобретать самим учителям, а это дело, и вообще нелегкое, при обучении арифметике, вследствие отсутствия выработанных терминов науки, является иногда почти даже непреодолимым. Язык представляет большие препятствия успеху обучения,
стр 108
кроме того, в тех случаях, когда в школе вместе с инородческими детьми обучаются еще дети русских, не понимающие алтайского языка; устранять же русский элемент из инородческих школ не полезно, так как русские дети способствуют усвоению инородческими детьми русского языка, а это одна из важных задач миссионерских школ. За исключением Катихизаторского училища, всех школ в миссии существовало в отчетном году 60 с 1903 учащимися: 1312 мужского и 591 женского пола. Из указанного количества школ, одноклассных церковно-приходских было 23 и 37 школ грамоты. Образцовой школой для всех школ миссии служила одноклассная церковно-приходская школа в Бийске при Архиерейском доме.
Отчетный год для школ Алтайской миссии ознаменовался важным событием – принятием их в ведение Томского Епархиального Училища Совета с подчинением ближайшему заведыванию Бийского отделения Совета и с сохранением в их организации некоторых особенностей, например, преподавания на двух языках, русском и алтайском и проч. До последнего времени наши миссионерские школы, как не состоявшиеся в ведении упомянутого Совета, во многом теряли сравнительно с приходскими школами епархии. Так, 1) Бийским отделением отказано было нашим учителям в выдаче свидетельств на право ношения медали в память 25-ти летия церковных школ, что вызывало справедливый ропот в учительском персонале миссии, в котором немало найдется достойных педагогов, знающих свое дело и с любовью и самоотвержением относящихся к нему. 2) Учащимся в наших школах с 1909 года прекращена выдача свидетельств об окончании курса, что также вело к ропоту со стороны как учащихся, так и их родителей. 3) Школы наши получали меньшую сумму на свое существование, чем школы епархии. Теперь это изменяется к лучшему: школы наши уравниваются с остальными школами епархии и в средствах содержания, и в правах учащих на получение юбилейных медалей, и в правах
стр 109
учащихся на получение установленных свидетельств об окончании курса. Такая перемена совершилась, благодаря отеческому вниманию Его Высокопреосвященства к нуждам наших школ, близких Его любвеобильному сердцу, как и все, касающееся дорогой для него Алтайской миссии.
В некоторых школах миссии (Пешпельтирской, Усть-Кенгинской, Соок-Якрыкской и Кондомской) вместе с детьми русских переселенцев и крещеных инородцев обучались дети калмыков-язычников. Ныне последние, проникнувшись сознанием пользы школьного обучения, пришли к мысли иметь собственные школы для своих детей. Так, Черно-Ануйский миссионер доносит: 1) о выраженном ему кочевником р. Иолы, не особенно богатым калмыком 4-й Алтайской дючины Тюжюлке Маркулеевым желании выстроить на свои средства школу при своем кочевье с учителем от миссии и на ее содержание, учителя он впрочем обещается кормить на свой счет (у Тюжюлке своих детей 8 человек, из коих 3 школьного возраста); 2) о сделанном ему Усть-Кенгинским богачем Манжею Кульжиным предложении составить за его, Кульжина счет азбуку с картинками для калмычат и в ней поместить приготовленные им, Кульжиным, нравоучения для детей в стихотворной форме, при чем новый поэт Алтая со своими произведениями познакомил о. миссионера и получил от него одобрение их.
Чемальский миссионер сообщает о желании Пешпельтирских калмыков устроить в своих кочевьях школу миссионерскую, двухклассную с положенной для таковой школы программой, следовательно и Законом Божиим, в каковой школе вместе с некрещенными могли бы учиться и дети новокрещенных и русских, — но с условием, чтобы во время прохождения курсов учеников-язычников не крестить.
К Урсульскому миссионеру приезжал с визитом зайсан 7-й Алтайской дючины Мыдлак, заводивший разговор о построении при р. Короте, на счет казны, ремесленного училища для алтайцев, в которое он согласен допустить
стр 110
и наших учителей, но тоже с условием – не преподавать здесь Закон Божий. При том же он стоит за передвижную школу, по тем соображениям, что в случае, например, эпидемии, коротинцы могут перекочевать в другое место и школьное здание остаться на пустом месте.
Богач Песчанский Тюстюк желал быть таковой школе у себя. Словом, каждому богачу хотелось бы, чтобы школа была там, где он живет.
Идя навстречу назревшей среди калмыков потребности в грамотности и с целью подготовки их к предстоящей в ожидаемом землеустройстве ломке их экономического быта, необходимо, по мнению о.о. миссионеров, открыть в центре Алтая двухклассную церковно-приходскую школу с селько-хозяйственно-ремесленным отделением, с общежитием и отводом оной земельного участка для педагогических и хозяйственных надобностей школы, а равно учащих и учащихся в оной.

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ СЛУЧАИ ПРОМЫСЛА БОЖИЯ НА АЛТАЕ

Обращение двух старцев на закате дней своих
(из записок Ильинского миссионера)
В нынешнем году было два обращения. Одно из них радует нас более, чем обращение десятка людей. Крестилась «ветхая деньми» старица Калан, нареченная Анной (в честь праведной Анны, Матери Пресвятой Девы Марии). Обращение Анны Калан было аналогичным обращению Тимофея Тогочека, 90 летнего старца. Случай этот мною был описан в записках, кажется, в 1904 году, в бытность мою миссионером Александровского стана. Не повторяя подробностей обращения Тогочека, позволю себе кратко изложить обстоятельства, сопровождающие этот случай, где воочию видна была промыслительная десница Всевышнего. За-
стр 111
ведывал я тогда и Паспаульским станом и был приглашен в деревню Салганду напутствовать больную. Грязь была непролазная. И у меня вдруг промелькнула мысль избежать грязи, совершив обратный путь в Александровку не через Карасук, а мимо горы Чаптыган. Все бывшие отговаривали меня от такого намерения, стращали встречей с медведем и прочими ужасами. Но непонятное упорство напало на меня, и я настоял на своем. Отправились мы с проводником по указанному направлению. Дороги совсем нет, но направление известно. Благополучно перевалили в Юулчак и здесь заехали в юрту новокрещенного инородца Токпока, отец которого Тогочек лежал в самом беспомощном состоянии; он оказался некрещеным и в принятии крещения по словам сына, «все упорствовал». Глубокая жалость охватила мое сердце, и я думал: «неужели для этого человека и на этом свете страдания и на том мучения». И стал убеждать его креститься. Тогочек вначале упорствовавший, после некоторого увещевания, согласился креститься. По совершении над ним Св. Таинств: исповеди, крещения и причащения он укрепился телом и просветлел душой настолько, что лицо его, видимо для всех, отражало его душевное состояние: оно сияло. Через месяц новокрещеный Тимофей мирно отошел ко Господу.
Здесь точно также. Все семейство крещеное; только одна Калак не крещена. Мы узнали об этом случайно. Сын старицы передал нам, что она хочет креститься и сколько ее ни уговаривали, ничего не слушает, твердит одно: «умру в старой вере». Выслушав это, мы направились в ее юрту и стали убеждать ее креститься. Старушка и слышать не хочет и, перебивая нас, заводит какую-нибудь речь. Между прочим говорит: «мне стали сниться дурные сны, однако худо будет». Для нас стало очевидным, что диавол не хочет выпустить добычу из своих когтей. И я, воспользовавшись словами старушки о дурных снах, предложил ей надеть крест: «Хотя ты и не хочешь креститься, бабушка, но кресть надень, тогда худых снов
стр 112
не будет. Это злые духи, которым ты весь свой долгий век служила, хотят взять твою душу, а вот наденешь крест, они убегут от тебя». Старушка надеть крест согласилась. Я надел на нее святой крест и мы ушли в аил ее сына. И о чудо! С возложением креста переменились и мысли старушки. Ищущие кого поглотити бежали от спасительного знамени. Вскоре же старушка потребовала воды и заявила: «мне умыться надо, завтра буду креститься». На другой день она не изменила своего решения и была крещена и приобщена Святых Таин. Лицо ее было светло и радостно.
Видно, Тимофей Тогочек и Анна Калан имели какие-нибудь добрые дела. Упорствовашие до глубокой старости, эти блаженные старцы на закате дней своих призваны Господом в ограду Св. Церкви.

Суд Божий
(из записок Канского миссионера)

Усть-Канские новокрещеные инородцы не один раз заявляли мне, что помощник зайсана на 5-й Алтайской дючине Василий (Баха) Майтын, 38 лет, проживающий в Урсульском отделении по р. Тархыт, открыто исповедует новую веру в бурхана и, как помощник зайсана, разъезжая по делам службы, проповедует эту веру как новокрещеным инородцам, так и язычникам шаманистам, а при разбирательстве судебных дел предпочтение всегда оказывает бурханистам. Давно мне хотелось видеть этого отступника для увещания его, но как-то не приходилось. Наконец, в минувшем 1909 году он прибыл в село усть-Кан по делам службы и с ним вместе приехал тюдралинский писарь, инородец из киргиз Михаил Алексеевич Угрюмов. Последний предупредил меня о приезде в Усть-Кан Василия Бахи. Воспользовавшись удобным случаем для свидания и беседы, я попросил г. Угрюмова пригласить Василия Баху ко мне на квартиру. Баха не отказался придти ко
стр 113
мне. С ним вместе пришел и Угрюмов. При Угрюмове я начал свою беседу с Василием Бахой. Много ему было рассказано об истинном Боге, о христианской вере, надежде и любви, о Христовой церкви и об иконопочитании. После долгого увещания и наставления я усердно просил Василия Баху оставить свое заблуждение и твердо исповедывать христанскую веру. При этом присовокупил, что если он не исправится и не принесет Богу искреннее покаяние в своих заблуждениях, то Бог его найдет. Из разговора его я узнал, что он раньше жил в селе Усть-Кане и был прихожанином Николаевской церкви с. Усть-Кана, а Угодника Божия Святителя и Чудотворца Николая и по сие время почитает, как скорого заступника и покровителя беспомощных и обездоленных людей. Воспользовавшись этим признанием Василия Бахи, я молитвенно пожелал ему не забывать жизни сего Угодника Божия. При чем объяснил ему, что Святитель Николай был правилом веры и образом кротости, что он еще при жизни своей терпеть не мог еретиков и вероотступников и наказывал таковых под первым впечатлением. Тоже может он сделать и теперь с вероотступниками. В конце увещания я заметил Василию Бахе: «смотри, чтобы тебя Угодник Божий не наказал бы за твое вероотступничество». Баха со вниманием выслушал мое наставление и, не говоря ни слова, вышел с писарем восвояси. Затем, прошел слух по Алтаю, что Василий Баха, простудившись на Онгудайской ярмарке, умер без покаяния. Суд Божий совершился.
Вещий сон
(из записок того же миссионера)
После смерти инородца Василия Бахи жена его сводная Анна (Торуш) Димитриева Тыянова, 27 лет, с двумя малолетними детьми, весною 1910 года, переехала в село Усть-Кан на жительство. Здесь она поселилась около новокрещенного инородца Георгия (Эрке) Майтыка, родного брата Васи-
стр 114
лия Бахи. Про Георгия-Эрке новокрещенные инородцы с. Усть-Кана говорили, что он тайно исповедует новую веру бурхана. При том же Эрке в 1907 году, когда выездная сессия Томского Окружного Суда в Усть-Кане слушала дело о разграблении русскими калмыцких юрт на Алтае, приносил в квартиру г. Председателя Суда свой нательный крестик с просьбою освободить его от постоянного ношения этого креста. Анна Тыянова жила в Усть-Кане в своей кочемной юрте и по прежнему поклонялась бурхану. Детей своих она не хотела крестить. Сама ходила, по языческому обычаю, в чегедеке. 12-го мая с.г. я ходил со святыми иконами по домам своих прихожан в с. Усть-Кане. Дойдя до дома Георгия –Эрке, я заметил новую кочемную юрту и, после пения молебна, подозвав к себе хозяина дома, спросил его: не знает ли он, чья это юрта? Он ответил мне, что юрта эта принадлежит жене покойного Василия-Бахи. Тогда я попросил народ, чтобы он не подымал святых икон из этого дома и обождал меня здесь, а сам послал хозяина дома за Анной Торуш, чтобы она пришла для беседы. Когда та пришла, я начал ее увещевать, чтобы она оставила свое заблуждение, твердо исповедывала христианскую веру и окрестила своих детей. Но она осталась пока при своих убеждениях. Затем, мы подняли святые иконы и продолжали свое дело. 13 мая я отправился в с. Тюдралинское для хождения там со святыми иконами по домам прихожан. Вечером в Тюдралинской Петро-Павловской церкви отслужил всенощное бдение, а 14 совершал Божественную Литургию. В Тюдрале со святыми иконами я ходил два дня, в деревне Зыряновке один день. 16 мая возвратился в с. Усть-Кан. В этот же день, несмотря на поздний вечер, пришла ко мне жена Василия Бахи уже не в шубе с чегедеком, а в русском женском костюме с полушалком на голове. Я не мало был удивлен сему позднему приходу в мой дом такой яростной бурханистки, как Анна Торуш. В этот вечер она рассказала мне следующее: «после Вашего увещания, батюшка, со мною сделалось дурно.
стр 115
Я почувствовала, что кто-то, будто бы, ударил меня в висок и я кое как после этого с трудом доплелась до своей юрты. Легши в постель, я скоро заснула и вижу вещий сон (учурлу тyш). Привиделся мне длинный лог, который тянется на восток. В этом логу замечаю прекрасную дорогу, по обеим сторонам которой расположены красивые новые дома, крыши коих горят как свечи. На востоке вижу восходящее солнце, размером гораздо большее обыкновенного солнца. Лучи этого солнца красиво падали на крыши тех домов. Я иду с детьми навстречу к восходящему солнцу. Маленького сына несу на руках, а дочь идет со мной рядом. Поднявшись на небольшой холмик, я оглянулась назад, чтобы посмотреть на свою кочемную юрту. Она мне показалась черною, маленькою и на половину раскрытою. Я продолжала свой путь. Поднявшись на второй холмик, я опять оглянулась, чтобы посмотреть на свою юрту, но в этот раз я не видела больше ее, потому что она осталась за холмиками. Пришедши к новому месту, где находились прекрасные дома, я выбрала себе место под новый дом и… проснулась. Проснувшись же заметила, что спала очень долго, так как весеннее солнце уже высоко поднялось на небе и весело играло своими живительными лучами и радовало вселенную. О виденном сне я поведала своим родственникам и убедительно просила своего деверя по мужу съездить за вами в Тюдралу. Мне думалось, что я умру без покаяния, как умер мой муж, и детей своих оставил без святого крещения. Посему хотелось мне покаяться Богу в своих заблуждениях, а детей своих окрестить. Но деверь мой упросил меня подождать вас до следующего дня. Я согласилась. В следующую ночь вижу во сне старца с длинною седою бородою, в священной одежде, но без власов на голове. Сей старец, грозно посмотрев на меня, что-то громогласно сказал мне, но я не поняла его. После этого он исчез, а я проснулась. В это же время я дала обещание Богу навсегда оставить свое заблуждение и окрестить своих детей. Тогда мне сделалось легче. Вот я услыхала
стр 116
что вы приехали домой и пошла к вам, с просьбой окрестить моих детей, отслужить мне в церкви молебен Господу Богу и Угоднику Божию Николаю Чудотворцу, а потом освятить святой водой мою юрту». – Так закончила свой рассказ Анна-Торуш. Я обежался исполнить ее просьбу на другой день. Затем я показал ей имевшееся у меня изображение святых, и в них она нашла того старца, которого видела во сне, именно: Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. 17 мая я совершил таинство святого крещения над малолетними детьми Анны Торуш. Мальчика, 3-х лет, во св. крещении нарек Александром, а девочку Сугунуш, 5 лет, назвал Матроной, и совершил над ними обряд воцерковления; матери их дал положенную по требнику молитву в 40 день и исповедывал ее. После исповеди отслужил в церкви молебен Господу Богу, Божией Матери, Св. Апостолу Евангелисту Иоанну Богослову и Угоднику Божию святому Николаю Чудотворцу. После молебна я с псаломщиком Д.И. Белоусовым отправился к Анне в юрту и там отслужил водосвятный молебен, окропил святой водою юрту и поставил в ней икону св. Николая Чудотворца. Затем Анна достала из ящика идолов: — ак-яика с заячьей шкуркой и сары яика. Передавая их мне, она просила меня сжечь их где-нибудь в стороне, только бы не в юрте ее. Я взял их и сжег в церковной сторожке. Таково было спасение этой яростной бурханистки, а ныне дочери православной Христовой Церкви. Слава о сем быстро распространилась по всему Алтаю. Да послужит это событие знамением для нас в борьбе с бурханизмом, что Господь не оставляет нас, а помогает нам. Будем понимать св. изречение: «Бог поругаем не бывает».
В минувшее лето Усть-Канский стан посетил Его Преосвященство, Начальник миссии. Его Преосвященству о вышеизложенном событии мною было доложено лично; правильность моего доклада подтвердила инородка Анна Торуш.
Ныне родной брат покойного инородца Василия Бахи, Георгий Тимофеев Майтын избран и утвержден в долж-
стр 117
ности церковного старосты к Усть-Канской Николаевской церкви на первое трехлетие. Раньше он тяготился носить нательный крест, а теперь добровольно служит церковным старостой, принял, значит крест более тяжелый и ответственный для него.

Необыкновенная смертность среди чуйских бурханистов
(из записок Чуйского миссионера)

За последнее время живущие по р. Чуе крещенные и некрещенные инородцы стали умирать от брюшного тифа. Болезнь эта существует здесь среди инородцев уже третий год. Сперва, она была среди новокрещенных, кочующих выше села Кош-Агача, в верстах в 20-60, но умерло их немного: человек 15 обоего пола. В прошлом году та же болезнь появилась среди киргиз, и от нее умерло 150 человек. Умирали самые главные богатые люди. А нынешний год, с августа месяца, эпидемия выбирает себе жертвы некрещенных инородцев, проживающих от Кош-Агача на юго-запад, верстах в 10-40. В самое короткое время умерло здесь несколько человек, и также как и у киргиз – самых богатых и влиятельных. Эти умершие язычники были главные бурханисты, которые заставляли подчиненных людей переходить к новой вере, бурханизму, и уничтожать старую, шаманизм. Они были не только притеснителями своих язычников, но и гонителями новокрещенных, которые жили около их и кормились от них. Эти богачи жили спокойно с новой верой, бурханизмом, года четыре. Ревнительно исполняли они обряды бурханизма имели в своих юртах изображения бурхана, и часто привозили к себе лам для моления и совершения других обрядов бурханизма. Ламы, исполнив желания язычников, возращались от них домой с большими подарками и всегда обещали своим последователям и ревнителям новой веры много лет жизни на земле без всякой болезни.
стр 118
Когда захворали наши богачи, главари бурханизма, родственники их, немедленно послали послов за ламами, чтобы они скорее ехали лечить больных и молиться за них. Услыхав о появившейся эпидемии, ламы полетели в Чаган, где хворали те богачи по два и по три сразу. Стали они лечить и молиться за больных, хвастая, что скоро всех их вылечат, так что никто не умрет, лишь бы только больные не жалели своего богатства на дары бурхану, от которого зависит жизнь человеческая. Но сколько ни старались и сколько ни утешали ламы своих пациентов, а все-таки смерть стала брать свое: один за другим умирали богачи. Наконец, 4 октября, умер и демичи Епко, который был среди инородцев самым богатым и считался у них самым умным человеком. Служил он демичей 2-й Чуйской волости около 15 лет; перед ним преклонялись не только язычники, но и новокрещенные. Никто не ожидал, что сей столп язычества умрет не вовремя. Лечили его не один лама, а несколько. Эти же ламы уверяли всех, что демичи Епко еще долго проживет и всегда может откупиться от смерти своим богатством. Но не так вышло. Вдруг демичи Епко не стало – умер, как всякий смертный человек; ничто не помогло ему. А ламы, увидев, что нельзя его избавить от смерти, заранее выехали из юрты его под тем предлогом, что демичи имеет дело скоро совсем выздороветь и потому им, лекарям, у него делать нечего. Когда услышали язычники о смерти демичи, то окончательно упали духом, рассуждая между собою так: «Вот каков наш новый бог и какова наша новая вера! Напрасно перешли мы в бурханизм, напрасно уничтожили старую отцовскую веру, с которой жили наши предки. И не лучше ли было нам жить со старой верой?» Из глубины души воздыхали язычники, приговаривая: «Что нам принесла новая вера бурхана? Вот уже теперь у нас доброго человека не осталось…» Невольно обращались язычники к неведомому Богу, обвиняя его в таких выражениях: «За что ты, небо, наказываешь нас? Что мы сделали против тебя? И зачем
стр 119
ты, небо, истребляешь нас?» и.т.д. Все язычники считают это событие за наказание старого бога, за нарушение и уничтожение его векового обряда шаманизма. «А иначе не могло бы и быть, говорят они, чтобы так много умирали люди, да еще по выбору, самые главные». Стали теперь язычники ругать и проклинать и лам и Чета с товарищами, что нашли они эту новую, пагубную для них веру. – Да, небывалое множество таких смертных случаев среди язычников становится страшным для них и, думаем, это приведет их к мысли о принятии истинной веры, которую давно благовествуют им Алтайские миссионеры.

Дивная кончина новообращенной инородки
(из записок Бачатского миссионера)
Это было в 1908 году июля, которого дня – не помню. Утром приходит ко мне новокрещенный инородец улуса Чолукоевского Телек Чолоев Шадеев и говорит: «безнадежно больна жена моя Панес Мыгаева, и пред смертью желает принять крещение, — пойдем, окрести ее». Я тотчас собрал все необходимое для крещения и отправился вслед за пришедшим. Придя в его дом, нашел больную в здравом уме. После обычного приветствия обратился к больной со словами: «Искренно ли ты желаешь быть крещенной и сделаться чадом света?» – «О, батюшка, желаю, и желаю быть Божией, скорее меня окрести» – бодро сказала, не поднимаясь с одра, больная. Я, все приготовив, приступил к совершению таинства св. крещения; все, находящиеся в доме, встали, со вниманием слушая слова молитв, крещенные крестились и усердно кланялись, а некрещенные кланялись не крестясь. По окончании чина крещения, новопросвещенную Марию приобщил святыми тайнами. Она изъявила желание пособороваться. Но не имея с собою псаломщика и видя бодрость больной, я отложил соборование до следующего утра, на что согласилась и больная. После этого, отслужив молебен, освятив дом, с поставлением св.
стр.120 – 127 – нет.
стр 128
Загробную участь ради искупительных заслуг Христовых. В усердном посещении храмов Божиих, с благоговейным отношением ко всему здесь совершаемому, в желании глубже усвоить себе истины религии, в сыновнем послушании своим духовным пастырям, в принесении жертв на храм и на дела благотворения в пользу ближнего – крещеные инородцы не уступают православным русским. Это ли не свидетельство того, что наши крещеные инородцы суть живые члены живого тела церкви Христовой, а не отрезанные и мертвые члены того же тела, подобно нашим русским расколосектантам или современным язычествующим христианам? Конечно, говоря так, мы имеем в виду не всех крещеных инородцев без исключения. Выше, в нашем отчете, мы сами говорили, что в Кузнецкой тайге, там, где новокрещеные живут за сотни верст от миссионерского стана, при самых неудобнейших путях сообщения и потому поневоле весьма редко пользуются пастырским влиянием своего миссионера, эти новокрещеные не удовлетворяют нас религиозно-нравственною жизнью. Но что можно вывести из этого? То, что миссия продолжает исполнение просветительной задачи, начатой основателем ее, но далеко еще не окончила ее, — что алтайцы стремятся к объединению с православной русской семьей, но не вполне и далеко не все достигли этого.
А это множество храмов Божиих, украшающих лицо Алтая и собирающих под свои свобы из всех дебрей и удолий его юных чад Христовой церкви для прославления Творца на родном языке, — это множество христианских школ во всех пунктах Алтая, даже в таких глухих и недоступных, как ущелье Чолышмана и Кузнецкая тайга, — с русским языком, с большим процентом учащихся не только детей обоего пола, но и взрослых лиц, — эти лучшие воспитанники сих школ отлично усвоившие все русское и православное, но без презрения к родному, многие из них оженившиеся на русских, воспитывающие детей в духе русском и православном, с похвалою, достойною
стр 129
лучших питомцев русских школ и училищ, проходившие и проходящие служение в звании учителей, переводчиков, псаломщиков, диаконов и священников, — эти иноки и инокини из инородцев, всецело посвятившие себя на служение Господу Богу, — все это не говорит ли убедительно, что дело православной миссии на Алтае поставлено на твердых началах, что ей, вступающей ныне в 81-ю стадию своего тернистого пути, остается радоваться и благодарить Бога за видимое благословение Божие, почивающее на ее трудах, направленных к просвещению темного языческого Алтая благодатным светом Христовой веры?
Есть и еще факты, свидетельствующие о том, что неофиты миссии не внешним только образом усваивают обрядовую сторону христанства, но и проникаются духом Христовой веры до готовности сораспяться Христу, быть исповедниками Его святого имени пред сильными земли, не страшась никаких угроз и прещений.
Говоря это, мы имеем в виду обращенцев из соенцев, — из пределов Китайской империи, в частности с реки Кемчуга и его притоков, во время периодически бывающих там голодовок перекочевавших в долину реки Чолышмана, и здесь под влиянием проповеди миссионера, а еще более убеждения гостеприимных хозяев вскоре окрестившихся, а потом распоряжением китайских властей возращенных (в 1906 г) на родину и здесь преданных суду за принятие крещения. На вопрос суда, что побудило их прежнюю веру, которой они держались на родине, переменить на новую, христианскую, наши младенцы веры небоязненно отвечали: «мы убедились, что христианская вера лучше нашей, потому и приняли ее». За это признание их жестоко наказали: старых и слабых от 50 до 100 ударов, а молодых от 100 до 200 ударов плетьми, обвитыми проволокой, бамбуковыми палками и шаакаями (особое приспособление на подобие рукавицы, из невыделанной кожи, которым бьют по щекам), строго воспретили им исполнять христианские обряды и приказали отрастить косы, грозя за
стр 130
непослушание новыми наказаниями. Однако эти исповедники Христовы, несмотря на тяжкое наказание, не отреклись от драгоценного дара святой веры, найденного на чужбине. Напротив, они возбудили ходатайство перед высшим правительством Китая, прося себе защиты от притеснений местных властей и разрешения свободно исповедывать христианскую религию.
Отрадно остановиться в наше шаткое время на таком поучительном факте. Горсть новокрещенных, затерявшаяся среди иноверного, хотя и родственного населения, истязуемая за веру местными властями, открыто и смело исповедует имя Господа Ииуса Христа. Как напоминает это первые дни христанства, времена мучеников… Ни угрозы властей, ни родственные узы, ни даже мучительные наказания не могут раздавить этого малого стада, даже не имеющего вблизи пастыря, который мог бы поддержать, укрепить, наставить мужественных исповедников… Очевидно, Сам Пастыреначальник Господь Иисус Христос наставлял и укреплял их. Только огрубевшее сердце не придет в восторг, смотря на такое торжество веры христианской! И эти мужественные исповедники Христовы в наш двадцатый век, век богоотступничества, искания большинством одних выгод житейских и радостей чувственных, когда о высших духовных потребностях многие и думать не хотят, — эти младенцы в вере, которым для избежания предстоявших мучений достаточно было только заявить на суде, что они христиане лишь по имени, — принадлежат к тем неофитам миссии, которых наши прорицатели именуют язычниками, не имеющими и отдаленнейшего поняти о христанстве. Нет, дай Бог иметь нам побольше таких новопросвещенных чад. Такие христане не позор, а слава для Алтайской миссии!
Переходим ко второму пункту обвинения миссии автором «Памятнной книжки». На страницах 51-52 сказано: «Миссионерских школ 19 с 381 человек учащихся. По своим целям миссионерские школы, в которых обучаются по
стр 131
преимуществу инородцы, — киргизы и калмыки, — сильно отличаются от прочих школ. На первом плане здесь стоит религиозное обучение, знание молитв, знакомство с церковной службой, обрядами; нравственное развитие стоит на втором плане; грамотность и письмо являются лишь в качестве средства для первой цели; большое внимание в них также уделено и обучению инородцев разговору на русском языке. Этим исчерпывается почти все школьное воспитание и обучение».
За какой год в данном случае сообщаются сведения о наших школах – в «Книжке» не обозначено; но раз оная издана в 1910 году, сведения эти должны быть за предыдущий 1909 год. По отчетам же миссии за 1909 год школ миссионерских (не считая Катихизаторского училища с начальной при оном школой) было не 19, а 54, с учащимися не 381 человек, а 1438, а именно: муж.пола 1011 (в том числе русских 598 и инородцев 413) и женского 417 (278 русских и 149 инород.). Если даже взять 1908 год, то и тогда школ было 54 с 1236 учащимися. Но эти цифровые данные «Памятной книжки», хотя и совершенно противоречащие нашей статистике о школах, не составляют суть дела. Важно тут утверждение автора, что в школах миссии о нравственном воспитании детей мало заботятся, или, — как он выражается, что нравственное развитие в наших школах стоит на втором плане. Посмотрим же, так ли это на самом деле?
Нам кажется, что автор, решаясь на такое обвинение миссии, введен был в заблуждение бывшею у него под руками печатною инструкцией для учителей миссионерских школ, составленною в 1902 году Преосвященнейшим Макарием, Епископом Томским, в которой действительно есть такие выражения: «религиозное обучение», «знание молитв», «знакомство с церковною службой», «обучение инородцев разговору на русском языке» и проч., но где ни разу не встречается слово «нравственность». Но стоило автору только повнимательнее
стр 132
остановиться на третьем параграфе упомянутой инструкции, – и все дело было бы для него ясно. Ибо, что ясно говорит, сей параграф? – «Для своего постоянного руководства в обучении и воспитании детей, учителя должны иметь в виду статью утвержденной Св. Синодом программы для церковно-приходских школ: «Устройство церковно-приходких школ». А в этой статье предписывается учителям церковно-приходским школ в деле обучения и воспитания детей следовать примеру первого Митрополита России, Святого Михаила, который призывая к себе учителей, наставлял их учить детей не только грамоте, но и благонравию (Степ. Кн. 1,143). «Учитель, — сказано в упомянутой статье, — должен не упускать своих учеников из виду и во время свободы от классных занятий и всячески содействовать облагорожению их нравов, отучая их от драчливых привычек и грубых слов. Вообще, он должен приучать детей к порядку, точности, вежливости, благопристойности, воздержанию в словах и поступках, благодарности и строгому повиновению». И в заключении сказано, что «наиболее благонравные ученики допускаются к подаванию в церкви просфор и кадила и возжжению свечей».
Этому наставлению и следуют наши учителя во всех наших школах. В каждой из них на нравственное развитие учащихся обращено особое внимание, ибо в наших школах учатся не для экзамена, а для жизни. Как много заботится миссия о том, чтобы из наших школ выходили благонравные воспитанники, свидетельство об этом можно найти в той же самой брошюрке, где содержится упомянутая инструкция учителям. Первая половина этой брошюры (труд того же Преосвященного) озаглавлена так: «Советы для миссионеров Алтайской и киргизской миссии». В этих советах на странице 2-й сказано: «Назначаемые для образования в Катихизаторском училище питомцы должны быть хорошо известны миссионеру, как лица не испорченные нравственно и с успехом кончившие курс в начальной миссионерской школе». На странице 3-й: «Особенное внимание о.о. миссионеров должно быть обращено на воспитанников, которые, по выпуске из
стр 133
Катихизаторского училища, будут определяемы в миссионерские станы на должности учителей или псаломщиков и толмачей.
«Помня с одной стороны слова древней мудрости:кто любит сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им (Сир. 30,1), с другой изречение Апостольское: отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали (Кол. 3,1), миссионер относится к своему ученику и сыну по духу, как воспитатель к воспитаннику. Посему он заботится о нем по преимуществу пред своими пасомыми, поминая печальные последствия беззаботности пастырей в отношении к тому юноше, которого св. Апостол Иоанн вверил некоему епископу. Миссионер печется как о благоустроении внешней жизни воспитанника, так и о соблюдении нравственной непорочности его. Он постоянно приготовляет из сего юноши служителя церкви, себе помощника, а в последствии, может быть, преемника.
«Особенное внимание юноши должно быть обращено на его сердце, его внутреннюю жизнь: ибо от сердца исходят и помышления и дела злая. Ему нужно учиться делом исполнять советы мудрости: познай себя% себя испытывай.
«Поелику похотливость, страсть к вину и куренью табака получаются инородцами с самым рождением, то о. Миссионер приложить особенное попечение о том, чтобы предостеречь юных от возникновения в них этих страстей, то добрым советом, то страхом, а более всего- воспитанием и поддержанием в юноше чувства страха Божия и нравственного самосохранения».
Заботясь о том, чтобы из низших миссионерских школ в Катихизаторское училище, а отсюда на службу в миссию поступали питомцы не испорченные нравственно, может ли миссия нравственное развитие этих питомцев ставить в своих школах на второй план?
Да, наконец, мы знаем, что от начала мира религия и нравственность находились в самом тесном союзе между собою, так что учение о нравственности
стр 134
не может быть отделено от религии. Отсюда – естественное заключение: где осмысленная религия, там и нравственность, где религиозное образование, там и нравственное развитие. Это подтверждает и история. С незапамятных времен и по самое последнее время нравственные заповеди имели в глазах человека безусловную обязанность именно потому, что являлись для него выражением личной воли Законодателя – Бога, как высочайшего, совершеннейшего Существа. Творцы религий и сект, пророки и религиозные реформаторы, — вообще все, кто указывал человечеству ложный или истинный путь к небу, — все они, проповедуя людям те или иные нравственные законы, выдавали эти законы именно как личную волю Божества. Вспомните далее общую разнузданность нравов в лучшие времена Греко-Римской империи, когда религия бла в совершенном упадке: едва пала вера в высшее сверх-естественное мироправление, как пала и нравственность, любовь и согласие заменились враждой, строгость нравов – торжеством похоти. Чем объяснить это совпадение, если не внутренней связью между верой в Бога и нравственностью?…Историческая связь религии и нравственности подмечена великими мыслителями человечества. Так, знаменитый философ Якоби говорит: «Я был молод и состарился. Свидетельствую, что я никогда ни в ком не находил глубокой, сильной и устойчивой нравственности, кроме людей богобоязненных».
Оставляя глубокоубедительные примеры истории, обратимся к рассмотрению вопроса по существу, и мы снова увидим, что нравственность неотделима от религии и не может существовать без нее, что союз их крепок и не расторжим.
Возьмем Евангелие – это выражение чистейшей и совершеннейшей нравственности, какая когда-либо существовала на земле. Можно ли отделить
стр 135
евангельскую нравственность от Богочеловеческой личности Христа и от того религиозного учения, которое Он провозгласил? Конечно, нет. Ведь вся эта нравственность основывается на идее богосыновства человека: все мы дети Бога и потому должны друг друга любить, друг другу прощать, должны быть чистыми, смиренными, кроткими, справедливыми, потому что иными не могут быть дети Высочайшего, чистого, всемогущего и правосудного Духа, каким является открытый нам Христос Бог.
Человек, не верующий в Бога, не признающий за мировой историей высшего и доброго смысла, не считающий себя за служителя пред святым престолом Бога, — такой человек не может понять таких добродетелей, как самопожертвование, внутренняя чистота души. Слова евангельского богача: «Буду есть, пить и веселиться», — вот его девиз. Только вера в благого Мироправителя – Бога может побудить человека презреть ближайшие свои выгоды и устремиться к служению другим, т.е. сделать его истинно-нравственным.
Вся общепризнанная ныне среди людей нравственность,с ее заповедями любви, самопожерствования, кротости, целомудрия вышла из недр религии. За это, как мы видели, говорят и история и разум.
А если это верно, то какую же нравственность имеет в виду г. Ш., говоря, что об ней мало заботятся в наших школах, хотя религиозное образование и поставлено там на первом плане. Уж не ту ли нравственность, что проповедует современный социализм, т.е. нравственность без отношения к Богу, без религии? Но такой нравственности нам не нужно. От такой нравственности избави нас Бог!
Остается сказать о главном обвинении, возводимом автором «Памятной книжки» на миссию, — что она приобрела себе прозелитов путем насилия. Об этом так говорится в упомянутой книжке на стр. : «В Онгудае есть роща, в которой, как рассказывают, в былые времена секли инородцев, упорствующих к переходу в христианство».
Раз автор решился на такое важное обвинение миссии, ему следовало
стр. 136
высказаться по этому предмету определеннее, именно: в какие это происходило времена. Если нельзя точно указать год, то, по крайней мере, следовало бы сказать, в каком это было десятилетии: в пятидесятых ли годах, когда открыт стан Онгудайский (в 1856 году), ранее ли этого, позже ли? Необходимо было указать и лиц, производивших над упорствующими суд и расправу, — кто это были: миссионеры ли, тогдашние ли Алтайские отдельные заседатели, совмещавшие в себе и судебную и административную власть, общество ли новокрещенных инородцев, русские ли поселенцы? Следовало также сказать и о последствиях этой расправы: увеличивали ли эти насильственные меры число неофитов миссии или нет? Все это представляло бы интересный материал для истории Алтайской миссии. Но ничего этого не сделано автором и в оправдание сего учинена им ссылка на первоисточник почерпну тых о миссии сведений, — на издаваемый в г.Барнауле «Алтайский сборник». Но ведь и тут требовалась точность: нужно было указать не только год издания этого сборника, но и № его, и страницы, из которых взяты указанные сведения о миссии. Не сделано и это, несмотря на просьбу нашу дать нам такие указания для проверки сообщенных о миссии сведений. Но пусть эти сведения буквально взяты из помянутого сборника. Разве нельзя было автору, как Уездному Исправнику, проверить оные на месте, при поездке по горному Алтаю, в самом Онгудае, где г. Ш. Не однажды бывал, сопровождаемый целым сонмом алтайских главарей, т.е. зайсанов, демичей и проч. Инородческой интеллигенции, от которых по данному вопросу можно было в самое короткое время узнать всю истину? Но этого тоже не сделано, как достоверно известно нам. Но, допустим, что зайсаны по настоящему делу опрошены и ответ получен не в пользу миссии. Тогда неизбежен новый вопрос: почему на меры насилия со стороны миссии не жаловались зайсаны в свое время, когда (во второй половине 50 годов) гражданская власть, совокупно с алтайскими родовичами, положила в намерении «стереть миссию с лица земли»?
с. 137
Почему, наконец, зайсаны не приносили этих жалоб в 1906 г., когда был суд над калмыками, производившими волнения в 1904 году, когда защита старалась выставить миссионеров какими-то насильниками, угрозами приводившими ко крещению калмыков, лишавшими их земель и проч., когда миссионерам ставилась в вину даже постановка крестов возле юрт новокрещенных? Потому,- отвечаем мы на эти вопросы, — что со времени основания миссии (1830 г.) и до настоящих дней не язычество страдало от миссии, а наоборот.
Ненависть языческих властей Алтая к христианству и обрусению выразилась фактами преследования желавших принять св. крещение и гонения крестившихся, жестокостию своей напоминающих времена христианского мученичества.
Из приложенного к брошюре «Инородческий вопрос на Алтае» собрания фактов преследования новокрещеных инородцев со стороны их языческих властей усмотреть можно, что зайсаны, демичи и поощряемые примером сих некрещеные инородцы допускали в отношении желающих принять святое крещение и крещеных инородцев разного рода несправедливость, например: желающих креститься преследовали и мучительными пытками заставляли отказываться от своего намерения (см. прилож. факты: 1-й, 4-й, 10-й и 16-й); крестившихся возвращали в стойбища некрещеных, где продерживая их от 3-х до 7 лет, доводили их до забвения христианства и отречения от него (ф.2-й и 5-й); или же пытками принуждали их отрекаться от христианства (ф.4-й); заставляли есть идоложертвенное (ф.1, 3 и 7-й); иногда в присутствии полицейского чиновника срывали с христиан кресты и плевали на них (ф.5 и 11-й); позволяли себе в присутствии новокрещеных смеяться над воспринятой ими святой верой (ф.6 и 11-й), кощунствовать над святыми иконами (ф. 6-й), угрожать разорением церкви (ф.5 и 11); разлучали супругов (ф.7), отбирали у мужей жен (ф. 7 и 8-й);, крестившихся лишали общественных должностей (ф. 9-й), отбирали у них имущество (ф. 1,4,5, 8, 10, 12, 14 и 17-й), жестоко на-
тр 138
казывали розгами (иногда до 100 ударов – ф.3,4, 5, 12 б.в.г. 17 и 20) и нагайками (5-й и 19-й), морили голодом (ф. 3-й), подвергались пыткам до уродования рук и ног (ф.16-й), бывали случаи убийства новокрещеных и захвата их имущества (ф. 18-й), взыскивали с новокрещеных лишние подати (ф. 2-й и 12-й б и д), на жалобы новокрещеных на насилие, им причиняемые, зайсаны не обращали внимания (ф.8, 11, 13, 14, 15 и 16-й), а иногда самих жаловавшихся подвергали наказанию (ф. 11-й). Таким преследованиям подвергаются новокрещеные не только за принятие ими святого крещения, но и за содействие к крещению других (ф. 3, 5 и 11-й).
Вот о чем следовало бы русской интеллигенции печатать брошюры в миллионах экземпляров для возбуждения в православном русском народе искреннего сочувствия и благожелания великому и святому делу противоязыческих миссий, побуждения благочестивых к усердной молитве о благоуспешности этого дела Божия и посильными материальными пожертвованиями на оное.
И нельзя сказать, чтобы среди светской интеллигенции миссия имела лиц, которые путем печати распространяли о ней верные сведения для вышеуказанных целей. И что всего для нас дороже, к категории таких расположенных к миссии лиц принадлежит человек для миссии чужой и не православный, но наблюдатель образованный, — известный путешественник академик В.В. Радлов, бывший на Алтае в 1860 году. Вот какой им в свое время сделан печатный отзыв о значении миссионерского селения Онгудая и характер миссионерской деятельности в оном: «Село Онгудаское лежит на правом берегу реки Урсула. На заднем плане стоит маленькая, приветливо высматривающая церковь, около которой группировалось около 15 домов, или хижин. Село Онгудайское основано 4 года тому назад и составляет первый миссионерский стан, учрежденный внутри Алтая. Основание его встретило много противодействий со стороны зайсанов, но эти противодействия были устранены тактичным и непоколебимым пове-
стр 139
дением миссионеров. К сожалению, число новокрещеных все еще незначительно и весь стан состоит только из 20 семейств (теперь число это учетверилось, не считая выселившихся в другие места), из которых некоторые крещены еще ранее и только переселены сюда. Однако же такой малый успех происходит не от вины миссионеров, а должне быть объяснен совершенно особыми обстоятельствами. Принимая в соображение эти обстоятельства, должно сказать, что миссионеры действуют еще успешно. Благоприятный результат должно приписать единственному неутомимому усердию миссионеров. При величайших лишениях, странствует миссионер по негостеприимной стране, от юрты к юрте, отыскивая прозелитов для своей веры. Поэтому в миссионерских станах он является отцом своего стада. Он утверждает его в вере и во всех полезных занятиях, поручает к чистоте и прилежанию, дает ему советы во всех нуждах. Крещеный переменяет свое имя, одежду и образ жизни, делаясь из кочевого оседлым. Посреди селения находится еще около 5 берестяных юрт: они принадлежат новокрещеным калмыкам, которые только мало-помалу отвыкают от своих старых привычек. Но и здесь заметен значительный шаг вперед: эти юрты содержатся чисто и опрятно, и не могут быть сравниваемы с юртами некрещеных. Прочие жители, напротив помещаются в избушках, сложенных из бревен, или в небольших домиках, построенных на манер русских крестьянских изб. Одежда крещеных инородцев опрятна и сходна с одеждою русских крестьян. Некоторые занимаются уже хлебопашеством, имея в порядке все необходимые для этого принадлежности. Многие завели домашнюю птицу, кур и гусей, чего совершенно нельзя встретить у некрещеных. Короче, — всем заметен значительный шаг к лучшему. И все это дело одного человека в течение 4-х лет. Вообще, Онгудайский стан производит на путешественника такое же впечатление, как оазис в пустыне («Том. Губ. Ведомости». 1879 г, № 4-й и 6-й). Замеченное г. Рад-
стр 140
ловым об одном пункте миссии относится ко всей миссии и, хотя высказано 50 лет тому назад, остается в существе неизменным, только с соответствующим своим основаниям во всех отношениях развитием.
Да воздаст Всевидящий Своими небесными благословениями всем подобным христианам за их добрые и справедливые отношения к миссии. Но, молясь за благодеющих нам, мы не забываем молитв и за недругов своих, взывая ко Всевышнему так: «Ненавидящих и обидящих нас прости, Владыко человеколюбче, просвети их сердца, вразуми их умы» (из молитвы о благопоспешении миссионерскому делу, читаемой на молебне после литургии в день общего братского съезда о.о. миссионеров, т.е. 19 января). Оканчивая свою речь по поводу изданной г. Ш. «Памятной книжки», мы должны упомянуть об одном обстоятельстве, смягчающем виновность автора пред миссией в причиненном ей огорчении.
Когда нами через посредствующее лицо, — священника (ныне протоиерея) о. И. Борецкого, — выяснено было автору книжки, насколько не соответствуют действительности, а потому и оскорбительны для миссии сообщенные им сведения о ней, — г. Ш. Имел благородство выразить о. Борецкому свое сожаление о том, что напечатал о миссии сведения, заимствованные из «Алтайского сборника», не проверивши их.
Этим признанием автора мы удовлетворяемся.
Переходим теперь к другому оппоненту миссии, о котором только что узнали из записок Чуйского миссионера, из которых и делаем надлежащую выписку.
«Движение среди шаманистов на Алтае оживляется с тех пор, как съездил в Томск для публичного камлания кам Мамбл. Шаманисты с гордостью говорят теперь: «нашего кама возили в Томск на казенный счет камлать всенародно, чтобы русские люди не бунтовали, а там признали, что шаманизм – религия очень хорошая, всем
стр 141
понравилась наша вера. Теперь из Петербурга стали командировать ученых людей для исследования нашей религии, чтобы постановить ее равно с прочими религиями. Ученые люди составляют нам книгу о нашей религии, чтобы наши камы камлали по книге, как русские священники служат по книге»
В августе месяце я ездил в Бийск, а обратно ехал домой через Онос, где у Николая Яковлевича Никифорова встретился с одним туристом, который сообщил мне, что его командировали из Петербурга для исследования алтайского шаманизма, чтобы определить в точности, какое он значение имеет среди местных язычников и с какого времени начался среди их, так как в Петербурге находят, что миссионеры напрасно приписывают язычникам веру в диавола с приношением кровавых жертв. Да и по моему мнению, говорит этот турист, язычники веруют и поклоняются не диаволу, а Богу неведомому. Они по своей неграмотности и неучености не могут только определить своего Бога и своих святых духов, которым молятся и которых призывают на помощь во время несчастия в жизни. У них есть Бог, Пресвятая Троица, Божия Матерь, святые угодники, святые ангелы и все прочее, как у нас, православных. Я теперь при сотрудничестве Николая Яковлевича составляю книгу о религии шаманистов, на алтайском языке, в которой даем имена каждому духу отдельно. В этой книге будет изложена вся история шаманизма, начиная со времени его образования. Религия шаманизма есть самая древняя, ветхозаветная, идущая рядом с христианской религией во всем, а особенно в обряде жертвоприношения из животных. Так же будут составлены нами: тропари, кондаки и акафисты каждому духу в отдельности, история о каждом духе и о происхождении его, какое значение имеет такой-то дух, какую пользу приносит человеку и где живет он. Тогда каждый язычник будет знать о своей религии, а теперь миссионеры, пользуясь незнанием язычниками своей веры, проповедуют им, что
стр 142
все язычники веруют проклятому диаволу, а потому нет им спасения на том свете, и т.д.»
«Да, можно всего ожидать после этого, — будет движение не только среди шаманистов, но и среди ново крещеных, которые еще не утвердились в православной вере, когда выйдет эта сулимая на Алтайском языке книга о шаманской религии и вдобавок, когда язычники выучатся грамоте. Недаром же они сейчас поговаривают: «Теперь наша вера изучается учеными людьми, а потом, сама ставши ученою и образованною, будет равна с русской верой».
Комментарии к этому, кажется, излишни. Но что всего прискорбнее для миссии, так это сознание того, что будущий творец кощунственных «тропарей» и «акафистов» в честь разных Су-ээзи, Туу-ээзи, Яиков и прочих – этот язычествующий христианин и апостол идолопоклонства – вспоен, вскормлен и на ноги поставлен на собираемые по церквам гроши миссии, как бывший воспитанник Бийского Катихизаторского училища!
Еще одно сказание и будет закончена летопись наша о неприязненных отношениях в миссии русской интеллигенции.
В фельетон №142 «Сибирской жизни» за текущий год исследователь Алтая говоря о возникшем на Алтае религиозном движении, известном под названием бурханизма, причину сего явления объясняет так: «В населении появилось критическое отношение к шаманизму и неудовольствие против шаманов. Такому перелому народного верования следует приписать и успех христианства в Алтае, а не особенному красноречию миссионеров или примерам миссионерского подвижничества».
Но миссионеры успехи христианства на Алтае никогда и не думали приписывать своему красноречию или подвижничеству, а всегда относили оное к спасительному действию сильной и непреоборимой благодати Божией, помня слова Господа, сказанные Своим ученикам: никто же может
стр 143
прийти ко Мне, аще не Отец, пославый Мя, привлечет его (Иоан. 6,44) и другие слова Его: без Меня не можете творити ничесоже (Иоан.15,5).
Как в семени растительная жизнь начинается тогда, когда к сокрытому в нем ростку проникает влага и теплота, и через них – восстанавливающая сила жизни, так и в язычнике жизнь духовная начинается, когда проникает в сердце его сила благодати Божией, и там очищает и собирает воедино омраченные и разбитые черты образа Божия.
Живет обычно язычник на земле весь погруженный в чувственность, в заботы о житейском, будто здесь вечно жить ему, а о будущем не думает; знает счастье только земное, и все цели его деятельности сходятся у него в одном, как бы здесь хорошо прожить, а что дальше будет, о том и думки нет. Но вот является к нему проповедник со словами Евангелия; сообщает ему истинное понятие о Боге, Творце мира видимого и невидимого; говорит о назначении человека и будущей жизни, блаженной для праведных и мучительной для грешных; раскрывает ему, что всего необходимее человеку знать путь к достижению вечного блаженства; что этот путь показал нам Иисус Христос, и только через веру в Него возможно достигнуть вечной блаженной жизни. Показывает благотворное влияние св. веры на человека, на его просвещение и душевное состояние, — на жизнь семейную и общественную. Доказывает, что только одна вера в Иисуса Христа доставляет человеку истинный мир и радость, питая в нем истинную любовь к Богу и ближнему. Раскрывает какое счастье человеку быть христианином – по отношению к жизни настоящей и будущей по смерти. И слово Божие, при содействии призывающей Божией благодати, проходя до разделения души и духа, производит то, что язычник, не ощущавший доселе своей зависимости от Бога, живший сам по себе, как будто он не Божий, а Бог не его, — теперь начинает чувствовать свою зависимость от Бога. Прежде
стр 144
небо словно густым покровом простиралась над его главою; а теперь некоторый луч проходит сквозь сей мрачный покров и указывает ему Бога, Владыку и вместе Судию. Доселе не чувствовал он никакого опасения за свою участь; теперь начинает страшиться вечных мук. Доселе не знал он никаких удовольствий, кроме чувственных; теперь же проявляется у него жажда благ небесных. Словом, при помощи призывающей благодати Божией, теперь для душевного ока его раскрывается новая область веры и добра. Этот путь и приводит его в ограду св. церкви Христовой.
Мы этим вовсе не думаем сказать, что язычник тотчас же после проповеди миссионера, как бы ни была она сильна, склоняется ко крещению. Многие сто раз слышат такую проповедь и, однако, умирают некрещеными. Мы направляем свою речь к доказательству лишь того, что обращение наших язычников есть, как сказано выше, плод веры и действие благодати Божией, а не совершается по житейским только расчетам, как предполагает ученый исследователь Алтая.
Если же успехи христианства на Алтае приписывать только тому, что в населении появилось критическое отношение к шаманству и неудовольствие против шаманов, тогда успех христианства и среди других язычников, над обращением коих трудились такие известные русские веропроповедники, как Исаия, Леонтий, Трифон Печенегский, Трифон Вятский, Феодорит Кольский, Кирилл Челмогорский, Стефан Пермский, Иннокентий Иркутский и другие, начиная от Михаила Киевского, первого митрополита и проповедника веры Христовой русским славянам-язычникам, — все вызванные трудами этих подвижников обращения язычников – надо, в сущности, приписать той же причине, тем же материальным расчетам обращенцев – путем крещения освободить себя от несоразмерных расходов на жертвы национальным богам. Тогда все эти делатели и свидетели Христовы, убелившие костями своими дебри Севера,
стр 145
трудившие среди диких языческих племен, — все они, по приговору новых ложных воззрений, напрасно трудились и напрасно русский народ почитает их заслуги и ревность. Тогда и славу самих апостолов, этих миссионеров вселенной, можно умалить, приписывая обращение современных язычников не влиянию Евангельской проповеди, а исключительно практическим соображениям обращенцев.
Далее автор фельетона пишет: «Недовольные шаманами с удовольствием выслушивали нападки на шаманство, шли ли они от христиан или от буддистов Общественной совести предстояло решить, который из этих противников шаманства симпатичнее, и всегда общественная совесть становится на сторону бескорыстных, слабых, угнетенных, лишенных прав, а не на сторону облеченных властью и торжествующих».
Итак, алтайцы-шаманисты начинают предпочитать христанству буддизм потому, что последний исходит от проповедников бескорыстных, слабых, угнетенных, лишенных прав, а не от лица облеченных властью и торжествующих, как миссионеры. Но кто, знакомый с буддизмом, не знает, что последователи этого учения несут в пользу своих алчных жрецов-лам несравненно большие налоги, чем алтайские шаманисты в пользу своих камов? Кто, знакомый с положением о ламском духовенстве, не согласится с тем, что это «духовенство» никто и не думает угнетать и лишать каких-либо прав, и что, напротив, оно пользуется в своей профессии правами едва ли не большими православного духовенства?
Напрасно автор фельетона именует православных миссионеров облеченными властью и торжествующими!
Миссионер, приезжая с проповедью в улус языческий, не имеет права собрать кочевников в один какой-либо аил для удобства проповеди, или, войдя в известный аил, заставить слушателей быть внимательными к его слову. Это ли власть миссионера? И торжествующими при-
стр 146
лично назвать не миссионеров, которых светская печать старается в большинстве представить людьми не заслуживающими особого уважения, а религиозно-политических агитатров – лам, которые действительно торжествуют, в виду, во первых, успеха своей пропаганды о имеющем явиться на Алтае Ойрот-Хане, царь-освободитель своего народа от русского владычества, а еще более ввиду свеже полученных ими газетных известий, что наша великая столица, недовольная существованием в ее недрах язычествующих «христиан» — (христиан только по имени), — гостеприимно приглашает к себе язычников, строит капище, в котором поклонники Будды, с благосклонного одобрения петербуржцев (in coчpoчe, так как никто не протестует), скоро поставят торжественно привезенное изображение языческого «бога» и начнут совершать пред ним свои мерзкие языческие сквернослужения.
Заканчиваем нашу выпись из указанного фельетона следующими строками «Поэтому вполне естественно, если симпатии алтайцев склоняются в пользу буддистов».
Но нам кажется, что не столько симпатии алтайцев склоняются в сторону буддистов, сколько симпатии самого автора фельетона. Это мнение наше, по видимому, разделяет и наш высокопреосвященный Архипастырь, Владыка Томский и Алтайский, так как Его Высокопреосвященство, ознакомившись с содержанием указанного фельетона, нашел нужным сделать предложение Томской Духовной Консистории о командировании преподавателя Томской духовной семинарии, иеромонаха Алексия на личную беседу с автором фельетона для выяснения отношений сего последнего к язычеству и его взглядов на христианство и на деятельность Алтайской миссии. Возложенное на о. Иеромонаха поручение и привело к желанной цели: недоразумения, касавшиеся отношений к язычеству и взглядов на христианство и на деятельность к язычеству и взглядов на христианство и на деятельность Алтайской миссии, по видимому, улажены. Утешительно и это.
Но если бы случилось и противоположное сему, если бы миссия в своей культурно-просветительной деятельности встретила действительные препятствия со стороны ее недоброжелателей, то и тогда дело Божие на Алтае могло только замедлиться, но не остановиться. Препятствия могут огорчить благовестников мира и спасения, ослабить их, но не обессилить, потому что их сила и опора в Том, Кто изрек Своим апостолам: Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28,20).

Начальник Алтайской Миссии Епископ Иннокентий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *